В любой художественной школе или на художественных курсах первым
делом учат рисовать скучные примитивы: шар, куб, конус и цилиндр. Когда
я был маленький и ходил в художку, подобные занятия меня утомляли своей
нудностью. Прямые линии, точные пропорции и бесконечное штрихованние
рисунка карандашами разной мягкостью. В этом деле не было ни какой игры
фантазии и буйства красок. Тогда я еще не понимал, что это один из
первых и важных шагов к тому, чтобы чувствовать объем и научиться его
правильно изображать.
Практически одновременно с примитивами рисуются натюрморты — их
рисование помогает чувствовать фигуры с непростыми формами и дает
возможность овладеть опытом использования красок, карандашей или мелков.
Лично я никогда от натюрмортов не тащился, по мне это не на много
веселее, чем рисовать примитивы. А уж от чужих работ в стиле натюрморт
мне вообще спать хочется. Впрочем бывают исключения в виде необычной
техники исполнения :)
![Натюрморт. Автор: Смертина Наталия](http://www.ant-karlov.ru/formidable/uploads/94-81427_small.jpg)
Пример натюрморта в необычной технике исполнения. Автор: Смертина Наталия
Но реальность как правило такова, что научиться рисовать хочется
здесь и сейчас, не тратя на это долгие годы — насколько это реально
зависит от каждого индивидуально. Некоторые смотрят на чужие работы. Они
им нравятся, и они хотят научиться так же рисовать. Но когда пробуют и
первые результаты их не устраивают, они тут же бросают это дело со
словами: «У меня никогда так же не получится...». Тут важно понять, что с
первого раза мало у кого получается. Важно помнить, все дело в желании и
стремлении ;) Пока мы учились кататься на велосипеде, мы не раз с него
падали и ставили себе синяки. Когда учились управлять машиной, мы не раз
глохли на светофорах и перед пешеходными переходами. А в итоге, кто
учился и хотел научится, тот научился и сейчас наслаждается
результатами. С рисованием все тоже самое.
В наш век технологий научится рисовать, как и научиться многому
другому — намного проще, чем это было раньше. По крайней мере я так
считаю. Компьютеры упрощают процесс создания картинки и дают возможность
использовать различные эффекты и инструменты в своих работах. А
Интернет помогает подглядывать за вещами, которые вы не можете продумать
детально в своем воображении, но предполагаете как они должны выглядеть
и как они называются ;) К тому же, сидя дома перед монитором, можно
зарядиться энтузиазмом, насмотревшись на работы профессиональных
художников. И в исключительных случаях даже увидеть процесс их создания.
Объем
Если вы чувствуете, что у вас проблемы с чувством объема, то я
советую начать все же с примитивов. Скорее всего это будет скучно, но
унывать не стоит - это прочная основа для будущего.
Объекты становятся объемными, когда появляется источник света. Чтобы
любой объект получился объемным, необходимо разместить источник света на
сцене и постоянно помнить о его место положении, рисуя детали. Всегда
должен присутствовать как минимум один основной источник света, который
влияет на все элементы рисунка. Но могут быть и дополнительные
источники, например: свеча, факел, фары от машины или вспышка от взрыва.
![Один источник света](http://www.ant-karlov.ru/formidable/uploads/94-example1.jpg)
Пример картинки с одним источником света.
![Два источника света](http://www.ant-karlov.ru/formidable/uploads/94-example2.jpg)
Пример картинки с двумя источниками света.
Как видно, на картинке те части объектов, что ближе к источнику
света, имеют более светлые цвета, а что дальше от света — имеют более
темные оттенки.
Если вы не можете представить правильно — где находится свет и где
должны быть затенения, то рекомендую порисовать с натуры — это не
сложно. Берем любой не прозрачный предмет, который имеет простую форму.
Ставим его на стол или табурет и рядом устанавливаем настольную лампу. А
потом, посматривая на этот объект, пытаемся изобразить его на бумаге
или сразу на компьютере. Цель данной тренировки не столько в том, чтобы
изобразить предмет так как он выглядит в реальной жизни, сколько
разобраться с пониманием того, где находится свет и как предмет
затеняется.
Тени
Зная, где находится источник света, построить тень на предмете не сложно, если он простой формы.
![Построение тени.](http://www.ant-karlov.ru/formidable/uploads/94-example3.jpg)
Пример построения тени.
![Построение тени.](http://www.ant-karlov.ru/formidable/uploads/94-example4.jpg)
Двигая источник света, мы можем легко посчитать куда должна падать тень от объекта.
Но это все теория. В работе художники не строят направляющих и не
высчитывают тени таким образом, если конечно не требуется сверх точности
в работе, ведь на это нужна масса времени. Обычно такого плана задачи
художники рисуют на глаз. Уверяю, если повозится 2-3 вечера с
направляющими и рисовать по ним тени, то через это время вы будете еще
не идеально, но уже примерно представлять куда должна падать тень :) В
целом, если правильность теней принципиальна, то можно рисовать их на
глаз, а потом быстро проверять при помощи направляющих, начертив 2-3
линии.
В играх правильные тени не используются, если игровой мир состоит как
мозаика из различных кусочков (3D в расчет не берем, там тени
рассчитываются компьютером динамически). Их очень сложно рисовать и
программировать, поэтому чаще используют под персонажами или другими
объектами полу-прозрачные кружочки или другие интересные приемы. Чаще
всего статичные объекты в играх не отбрасывают тени сами на себя и на
другие объекты.
Объем сложных объектов
Если научится рисовать простые примитивы объемными с «закрытыми
глазами», то сложные предметы рисовать уже не будет так страшно. Ведь
вся хитрость в том, что предметы любой сложности состоят из простейших
примитивов, и чтобы сложный предмет изобразить объемным, достаточно
только представлять отдельные его детали в виде обычных примитивов и
дело пойдет как надо :)
![Дровосек.](http://www.ant-karlov.ru/formidable/uploads/94-example5.jpg)
Признаюсь, в данном примере с затенениями есть серьезные проблемы, но общая мысль я думаю понятна :)
Советы
Со временем я выяснил несколько важных моментов, которых стоит придерживаться, чтобы получать хорошие результаты:
- Те предметы, что светлее — визуально выглядят ближе к зрителю,
нежели те, которые имеют более темные оттенки. Например, если мы рисуем
домики или деревья в изометрии, то крыши домиков и макушки деревьев
должны быть светлее, чем стены домов или нижние ветви деревьев. Если для
крыши домика или для листвы деревьев использовать одинаковые цвета для
верхних и нижних частей, то дома и деревья будут казаться плоскими, а не
такими объемными, как мы бы хотели их видеть.
- Важные игровые объекты стоит делать ярче или как-то выделять на фоне
остальных объектов. Чаще всего используется дополнительная обводка
контура или более насыщенные цвета. При этом объекты заднего плана не
должны использовать контрастную обводку и цвета должны быть более
приглушенными.
- Не используйте в качестве цвета холста белый цвет — это очень
контрастный фон. Рисуя предметы на таком фоне можно прогадать с цветами.
И когда объекты будут готовы, помещая их в игровой мир вы можете
обнаружить, что они не соответствуют цветовой гамме, или выглядят не так
удачно, как хотелось бы. Используйте в качестве фона нейтральный цвет
общей цветовой гаммы игрового мира.
- Рекомендую регулярно просматривать работы хороших художников,
рисующих в том стиле, в котором бы вы хотели научиться рисовать.
Обращайте внимания на различные детали и пробуйте вглядываться в
рисунки, разглядывая отдельные элементы. И представляйте как их можно
изобразить — это поможет развить зрительное мышление. Так же не
стесняйтесь повторять некоторые элементы со своими идеями — это полезно
для тренировки руки и фантазии. В любом случае, если вы не будете
стараться сделать себя клоном определенного художника и будете рисовать
все равно чуть-чуть по своему, то у вас получится свой уникальный стиль.
- У меня самого пока не всегда получается идеально подбирать цвета и
полутона. На это порой уходит очень много времени. Когда я в течении
долгого времени не могу ничего решить с цветом и уже начинаю тупить, я
смотрю на цвета в чужих работах и порой мне это очень помогает решить
проблему. В итоге цвета не являются «стыренными», как некоторые могут
подумать, потому что они все равно сразу или чуть позже корректируются
под общую цветовую гамму. Для этих целей я постепенно собираю коллекцию
скриншотов понравившейся мне графики из разных игр и арты :)
- Чем чаще вы рисуете, тем больше опыта получаете. А чем больше
опыта, тем картинки получаются лучше. В общем рисуйте как можно чаще ;)
- Часто бывает так, что вроде все хорошо нарисовано и всем нравится, а
вам категорически не нравится — не переживайте, такое бывает :)
Попробуйте нарисовать еще раз, но немного иначе. Или вовсе отложить
картинку на 1-2 дня, а потом попробуйте снова.
Источник: http://gameshaker.ucoz.ru |