Это небольшое руководство предназначено для людей,
которые уже начали
постигать прелести 3D-моделирования, но уже столкнулись с определенными
ограничениями своего железного друга, который "тормозит, зависает, не
тянет и прочее". И в определенный момент вы сталкиваетесь с
необходимостью покупки (апгрейда) мощного компьютера, "заточенного" для
оптимальной работы в среде 3D-пакетов.
Цель статьи - в краткой и
доступной форме помочь начинающим обратить
внимание на основные моменты при покупке (апгрейде) компьютера для
3D-моделирования.
Итак, начнем с
основного:
1. Процессор
(CPU).Тут правило одно - чем мощнее
тем лучше. От мощности процессора напрямую
зависит скорость рендеринга (просчета) окончательной 3D-картинки. Если
на первых порах, при освоении 3D-моделирования это не так заметно, то
потом, при просчете больших многополигональных сцен, с текстурами
высокого разрешения в материалах , вы столкнетесь с неприемлимо долгим
временем рендера, от нескольких часов, до нескольких суток! Поэтому чем
современней процессор, чем выше его тактовая частота - тем
лучше.
Многоядерность. Думаю, вы уже знакомы
с таким параметром
современных процессоров. Много продолжается споров, по поводу того, куда
же лучше вкладывать деньги - в тактовую частоту, или в количество ядер,
при покупки процессора.
К сожалению, большинство програмных
пакетов, в том числе и игр пока
очень слабо оптимизированы для задействования всех ядер процессора, а
большинство так и вообще не умеют этого делать.
К счастью - тот
же
3ds Max (да и большинство известных
пакетов трехмерной графики) прекрасно оптимизированы для использования
всех ядер процессора. Известный рендер-модуль
Vray загружает все доступные ядра
процессора
на 100%, что значительно ускоряет время
визуализации. И если вы
сомневаетесь, что же лучше взять 2-х ядерный процессор с тактовой
частотой 3 гГц или 4-х ядерный с частотой 2.4 гГц - то последний будет
значительно быстрее при рендере. Поэтому, правило одно - больше ядер,
быстрее рендер.
Еще один полезный аспект многоядерности - при
многочасовом рендере, вы совершенно свободно, средствами самой
Windows, можете освободить одно ядро для
параллельного выполнения других задач, вплоть до работы во втором окне
с
3ds Max-ом, пока остальные ядра
рендерят.
Intel или
AMD? Тут, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.
Этот спор беспредметный, но автор отдает предпочтение процессорам от
Intel, как самым передовым, быстрым и
совместимым с большинством приложений.
AMD
несомненно
выигрываю в ценовых диапазонах, но топовые модели
процессоров от
Intel для настольных
компьютеров на голову опережают в быстродействии конкурентов от
AMD. Но если денег мало - берите
AMD.
2. Оперативная память
(RAM).Тут казалось бы действует
основной "закон" - памяти много не бывает!
Оказывается бывает. На 32-х разрядных операционных системах, то бишь на
большинстве ОС, установленных у обычных пользователей.
Дело в
том, что 32-х разрядные операционные системы не поддерживают
адресацию памяти с выше 3-х гигабайт, т.е. установи вы в системный блок
хоть 8 гигабайт памяти -
Windows все равно будет
показывать 3 (или 3.5) ГБ ОЗУ! Более того, та-же
Windows
XP выделяет
под один процесс (приложение) максимум 2 ГБ ОЗУ! На первых порах для
Вас это не будет играть никакой роли. Но Если вы собираетесь заниматься
высокополигональным моделированием, тяжелыми интерьерными сценами,
то
рано или поздно вы столкнетесь с тем, что при рендеринге ваш
3d-пакет
быстро кушает отведенные ему 2 ГБ, и потом вылетает. Или начинает
использовать файл подкачки, что в десятки раз (если не в сотни) увеличит
время просчета. Особенно это заметно при применении текстур высокого
разрешения, использования карт смещения (displace), просчет которых
использует очень много RAM.
Какой-же выход? Использовать
64-разрядные ОС, такие как
Windows XP 64x и
Windows Vista 64x.
Они "увидят" всю доступную память в Вашей системе и позволяют ее
использовать приложениям. Не бойтесь, что какие-то другие пакеты или
Ваши любимые игрушки не запустятся в таких ОС - это все надуманные
проблемы, конфликтов с совместимостью практически нету. В крайнем
случае, рекомендую поставить две операционных системы на разные разделы
жесткого диска - 64-х разрядную исключительно для работы в 3D, и обычную
для всего остального.
Рекомендую обратить внимание на частоту
памяти, поддерживаемую вашей
материнской платой - 667, 800, 1033 и.т.п. и по возможности купить ОЗУ с
максимально возможной. Так-же рекомендую поставить память в
двухканальном режиме (
dual-channel mode) - поставить
две или четыре планки памяти в нужные слоты на материнской плате. Как
это сделать - читайте в руководстве к вашей
motherboard. Эти методы дадут еще немного прироста в
производительности системы.
3. Видеокарта
(Videocard).Здесь тоже у начинающих
возникает много вопросов - брать ли обычную
или мощную, или вообще профессиональную. Если планы серьезные и бюджет
позволяет, то конечно идеальным вариантом будет покупка профессиональной
видеокарты для обработки 3D-графики типа
GeForce
FX. Но это уже совсем другой ценовой
уровень.
Важно знать одно - видеокарта не участвует в просчете
(рендеринге)
окончательной картики! Сейчас ведутся разработки в этом направлении,
есть уже специальные рендер-модули, задействующие
GPU
(процессор видеокарты) для рендеринга, есть даже программы, использующие
видеокарту в перекодировании видео, но пока-что этот процесс находится
на недостаточном уровне. Мощности видеокарты задействованы только в
отображении трехмерной сцены в окне проекции, и если вы не хотите при
прокрутке "тяжелой" многополигональной сцены в окне 3D-редактора
наблюдать слайд-шоу, не покупайте самую дешевую видеокарту. В любом
случае, средней, или еще лучше топовой игровой видеокарты будет
достаточно для большинства задач.
4. Жесткий диск
(HDD)Любой современный винчестер
нужного вам объема подойдет для работы. Вы
уже и сами догадались, что жесткий диск практически не является узким
местом при работе с 3D, всевозможные
RAID-конфигурации
излишни.
5. Сетевой
рендеринг.Многие 3D-пакеты
предусматривают распределение вычислительных ресурсов,
задействуя для рендеринга компьютеры в локальной сети. Если вы
располагаете не одним компьютером для работы - есть смысл подумать об
организации так называемой рендер-фермы, объединяя ваши компьютеры в
локальную сеть. Некоторые тонкости и нюансы очень хорошо описаны здесь -
http://www.nestandart.com.ua/readarticle.php?article_id=17.
В
принципе, мы рассмотрели все основные компоненты настольного ПК,
влияющие на общую производительность системы, и на продуктивную работу в
3D в частности. Естесственно, желательно еще обратить внимание на такие
компоненты как надежный, мощный, от известных брендов блок питания в
системном блоке - залог стабильной работы компонентов компьютера. Так же
настоятельно рекомендую обзавестись
ИБП -
источником
бесперебойного питания, который избавит вас от многих стрессов от потери
данных, во время отключения электричества или скачков напряжения. Ну и
соответственно подберите хороший широкоформатный монитор с большой
диагональю (минимум 19-20 дюймов) для комфортной работы с окнами
проекции в 3D-редакторе.
Успехов!